Россия выиграла право проведения чемпионата мира по футболу 2018 года. «Труд» разбирался, что необходимо сделать в первую очередь.
Пока нет ни одного готового стадиона
Наша заявка изначально не могла конкурировать с английской, испано-португальской и голландско-бельгийской по уровню инфраструктуры. Если соперники хвалились практическими удобствами, то Россия делала упор на потенциальную выгоду: подготовка к ЧМ преобразит облик страны, а на построенных с иголочки стадионах вырастет целое поколение футболистов. Расчет оказался верным: не случайно британская пресса опасалась, что ФИФА купится на «дерзкий и масштабный план русских».
Теперь нам нужно построить 16 стадионов в 13 городах. Проект составили с запасом: ФИФА требует лишь 12 стадионов, поэтому он наверняка будет не раз перекроен. Из «стадионов будущего» на данный момент имеются только столичные «Лужники», где проведут матч-открытие и финал. Но и их придется доработать: главная арена ЧМ-2018 вмещает около 75 тысяч зрителей, а по регламенту должна не менее 80 тысяч. Капремонт предусматривает расширение трибун до 90 тысяч и ликвидацию беговых дорожек: это обойдется в 80 млн долларов и будет выполнено к 2016 году.
На остальные арены, которые должны иметь от 40 тысяч посадочных мест, потратят порядка 6 млрд. Восемь из 15 стадионов были бы возведены в любом случае. Казанский (44 105 мест) должны открыть к Универсиаде 2013 года, сочинский (47 659) – к Олимпиаде-2014. Тогда же сдадут в эксплуатацию вторую по значимости арену страны в Питере (69 500 мест). В разной степени готовности находятся стадионы в Ярославле, Екатеринбурге, Краснодаре и московские «Спартак» и «Динамо». Их начали проектировать уже в начале 2000-х, но бюрократические препоны и финансовый кризис сильно сдвинули сроки сдачи. Теперь стадионам будет дан зеленый свет.
Зарабатывать на мундиале не собираются
Если отсутствие стадионов ФИФА не заботит, то проблемы в области транспорта и технологий вызвали настороженность – это было отражено в отчете посетившей Россию комиссии. Но за нас сыграли правительственные гарантии, которых ФИФА в таком объеме нигде не получила: глава организации Зепп Блаттер был очень доволен тем, что заявку курировал Владимир Путин.
Российский премьер убедил Блаттера в том, что наша инфраструктура растет не по дням, а по часам. Так, до 2015 года собираются построить 14 тысяч километров дорог, а на исходе десятилетия вывести дорожную сеть на европейский уровень. К уже имеющимся высокоскоростным железным дорогам из Москвы в Питер и Нижний Новгород добавят рейсы «Сапсана» в Ярославль, Самару и Сочи. Авиация получит второе дыхание после того, как построят восемь-девять крупных аэропортов-хабов. Правда, как отметила ФИФА, российским планам недостает логистики – в нашей заявке не были четко расставлены акценты в создании системы переездов. Поэтому объемы бюджета стройки века пока никому не известны.
Взамен Россия гарантировала безвизовый режим для команд и болельщиков, а также бесплатное перемещение по стране в течение всего чемпионата. Кроме того, ФИФА прельстил развивающийся российский рынок: в Европе двум десяткам партнеров организации (Adidas, Coca-Cola, Hyundai, Kia и др.) было бы значительно сложнее заработать. Представители нашей заявки неоднократно намекали, что заработать на этом форуме для России не главное, и этот подход очень понравился Блаттеру.